- Первые нападки на храмы начались в
период гражданской войны в России в 1918-1921 годах.
Боевые действия враждующих сторон, немецкая оккупация в
1918 году благоприятствовали созданию всевозможных
бандитских формирований, которые грабили церкви и
молитвенные дома. Особенно пострадали в этот период
сельские храмы, католические костелы и иудейские
синагоги. -"В одной православной церкви, восьми
синагогах, четырех кирхах и трех римско-католических
церквах ценностей не обнаружено, т.к. они очень бедные,
а имевшиеся ранее у них ценности разграблены в свое
время проходящими бандитами", - читаем в газете тех
дней. Много драгоценностей было вывезено и
священнослужителями, эмигрировавшими за границу вместе с
отступающими войсками немцев, французов, греков,
Деникина и Врангеля. - Разруха и голод в 1921 и 1922
годах также нанесли сильный удар по храмам. 8 марта 1922
года Всеукраинский центральный исполнительный комитет
принял постановление "О передаче церковных ценностей в
фонд помощи голодающим". В нем говорилось: "Ввиду
неотложной необходимости спешно мобилизовать все
ресурсные органы, могущие послужить средствами борьбы с
голодом и для обсеменения полей, ВЦИК постановил:
-1. Предложить местным Советам в месячный срок
изъять из церковного имущества, как переданное в
пользование группам верующих всех религий по описи и
договору, так и не переданные им еще по договору - все
драгоценные предметы из платины, золота, серебра,
драгоценных камней, слоновой кости, изъятие которых не
сможет существенно затронуть интересы самого культа, и
передать их органу Уполнаркомфина со специальным
назначением в фонд ЦК помгола (Центральная комиссия
помощи голодающим). - 2. Изъятые имущества поступают
в особый фонд на особые нужды и обращаются исключительно
на нужды помощи голодающим в порядке, предусмотренном
особой инструкцией, выработанной ЦК помгола по
согласованию с Наркомюстом и Уполнаркомфином...
- - - 7. Сокрытие драгоценного имущества,
сданного в руки верующим по договору, карается как
растрата достояния УССР. - 8. ЦК помгола о всех
ценностях, поступающих из церковного имущества, и об их
расходовании публикует периодически в печати, причем, в
местной печати публикации должны содержать подробный
перечень изъятых из местных храмов, молелень, синагог,
мечетей и т.д. с указанием названий этих храмов. -
Председатель ВУЦИК Г.Петровский". - В Николаеве
губернская комиссия по изъятию
церковных
ценностей
приступила к работе 25 апреля 1922 года. Такие комиссии
были созданы во всех уездах губернии. - С 5 по 13
мая 1922 года в Губфинотдел уже поступило более 48 пудов
серебра. 25 мая было изъято уже 182 пуда. Темпы изъятия
церковных
ценностей
были очень высокими. По состоянию на 6 июня 1922 года
Николаевская губернская приходно-расходная касса
отправила Управлению Наркомфина в г. Харьков (тогда
столица УССР) церковных
ценностей
202 пуда 37 фунтов 67 золотников 58 долей серебра.
Причем нужно отметить, что изъятие
церковных
ценностей
по всей губернии прошло спокойно, без эксцессов.
Священнослужители и верующие с глубоким пониманием
отнеслись к этому решению государства, сознавая, что
помощь голодающим - святое дело всех граждан страны.
- Всего же по Николаевской губернии, согласно
"Ведомости изъятых церковных ценностей за все время
кампании", было изъято: серебра - 290 пудов 23,5 фунта
57 золотников 92 доли; золота - 14 золотников 66 долей,
3 золотые монеты по 5 рублей и серебряных монет на сумму
1184 рубля 55 копеек. В том числе по городу Николаеву
было изъято из храмов: 43 с лишним пуда серебра,
серебряные монеты, золотой брелок с 7 алмазами, две
коронки с 16 бриллиантами, венец из материи, обшитый
жемчугом, золотой крест с 15 бриллиантами, жемчуг,
золотые накладки с алмазами и т.д. Таким весомым был
вклад николаевских храмов в дело помощи голодающим. Для
полной ясности привожу расшифровку старых мер измерения:
1 пуд = 16,38 кг; 1 фунт = 409 граммов; 1 золотник =
4,266 грамма; 1 доля = 44,43 миллиграмма; 1 гран = 64,8
миллиграмма. - Следующим шагом наступления на храмы
было создание в СССР союза воинствующих безбожников.
Созданный в 1925 году на съезде корреспондентов газеты
"Безбожник" союз поставил своей целью идейную борьбу с
религией во всех ее проявлениях. Союз безбожников
занимался пропагандой атеизма, созданием музеев и
выставок, выпуском научной и научно-популярной
литературы, проводил работу по внедрению в быт новых,
безрелигиозных праздников и обрядов. Отделения этого
союза были созданы во всех республиках СССР, областях,
районах, городах и даже в крупных селах. В Николаеве
отделение союза воинствующих безбожников находилось в
здании закрытой караимской кенасы. До 1929 года работа
союза безбожников велась на уровне лекций, диспутов,
конференций. Но вот 7 января 1929 года во Дворце Труда в
Николаеве был проведен диспут на тему "Религия -
классовый враг трудящихся". В диспуте по докладу
председателя николаевского отделения союза воинствующих
безбожников профессора Федоровского приняли участие
священник Филатов, от евангелистов - гражданин Вилкин,
члены союза безбожников Вайсман, Кузин, Ангарский.
Газета "Красный Николаев" 10 января 1929 года писала:
"Настоящая дискуссия является началом большого похода,
который организует союз безбожников". - О том, как
проходил этот поход, мы расскажем в следующих
публикациях.
|